Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

практический разум

Евразийская мудрость от А до Я.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ -

понятие, разработанное представителями немецкой классической философии, и в первую очередь Кантом. Обозначает способность человека опираться в своих поступках на собственную свободную волю и высшие, безусловные принципы нравственности, важнейшим из которых является категорический императив.  В евразийской философии - на высший закон мудрости: «Делай другим то, чего желаешь себе сам»(Конфуций). Обладание П.р. превращает человека в свободного субъекта, исполненного достоинства и самоуважения, способного возвышаться внутреннего характера.

Человек, находящийся внутри такой системы, чувствует себя достаточно комфортно, чтобы использовать имеющиеся в его распоряжении права и свободы для своей социальной самореализации. Он с готовностью идет на различные соглашения с другими социальными субъектами, зная о существовании правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение заключенных конвенций над естественной ограниченностью собственной витальности (телесности) и диктатом внешних социальных обстоятельств. В отличие от теоретического («чистого») разума, П.р. интересуется не вопросами познания, а проблемами взаимоотношений между людьми, нормами и законами, которым подчиняется социальное взаимодействие.  С его помощью обнаруживается свойство свободной воли быть самой для себя  законом и служить источником долженствования, заставляя человека относиться к другим людям как к целям, а не средствам. Человек, как обладатель П.р. и свободной воли, не вправе ссылаться при оправдании своих неблаговидных действий на обстоятельства естественного и внешнего характера. Так, преступника не извиняют те обстоятельства, что он был дурно воспитан, вращался в низком обществе, был легкомыслен, неосмотрителен или отмечен злобным характером. Эти факты объясняют, но не оправдывают. Наделенный свободной волей, будучи человеком, а не просто живым существом, он уже поэтому должен поступать в соответствии с требованиями практического разума и категорического императива. Вина за нравственные проступки и преступления целиком ложится на виновного, потому что, будучи изначально свободен, он не внял голосу практического разума, принципам и законам мудрости.

Полезные сервисы